|
|
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГОУ «Верхневилюйская республиканская гимназия им.М.А.Алексеева»
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ «ПОРТФОЛИО»
Организация исследовательской работы учащихся
по русскому языку и литературе в национальной школе.
ГАБЫШЕВА НЮРБИНА НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ВЕРХНЕВИЛЮЙСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ГИМНАЗИИ ИМ. М.А. АЛЕКСЕЕВА
РЕЗЮМЕ
1. Ф.И.О: Габышева Нюрбина Николаевна
2. Дата рождения: 13.05.72
3. Национальность: саха
4. Стаж общий/ педагогический: 19/19
5. Образование, учебное заведение:
Якутский педагогический колледж №1 им. С.Гоголева, школьно-пионерское отделение, год окончания: 1991.
Якутский Государственный Университет им. М. К. Аммосова, филологический факультет , северное отделение, год окончания: 1997 .
6. Специальность по диплому: северная филология.
7. Квалификация: Филолог. Учитель русского языка и литературы.
8. Преподаваемый предмет: русский язык и литература.
9. Нагрузка: 23 часа
10. Элективные курсы: «Занимательная лингвистика», «Обучение анализу лирического произведения»
11. Дополнительная нагрузка:
заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ВВРГ им. М.А.Алексеева,
руководитель заочной школы СУНЦ НГУ по русскому языку
12. Аттестация, дата, категория: первая, 2007
14. Темы самообразований:
Проектная деятельность на уроках русской литературы. Формирование критического мышления учащихся. Развитие исследовательских навыков на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе.
15. Достижения учащихся:
2008 г. Чымырова Настя, 10 класс- 3 место на республиканском конкурсе РЦДОД МО РС (Я)»Юный парламентарий»
Габышева Лиза,9 класс- 1 место на республиканском заочном конкурсе МО РС (Я) «Я знаю русский язык».
2009 г Чымырова Настя, 11 класс- 1 место на республиканской НПК «Шаг в будущее»
Николаев Нюргун, 8 класс – 2 место на Республиканских Бараховских чтениях
Докторова Соня 11 класс- 3 место на олимпиаде по русскому языку и литературе Сети Президентских школ Вилюйского региона
2010 г Николаев Нюргун, 9 класс – 2 место на республик. НПК «Шаг в будущее»
Филиппова Катя, 9 класс- 1 место на гуманитарной олимпиаде Сети Президентских школ Вилюйского региона по материалам СУНЦ НГУ.
Ычырова Саргылана, 10 класс- участие на республиканском суперфинале Государственной предметной олимпиады по русской литературе (5 место)
15. Дополнительная информация:
Диплом о профессиональной переподготовке по программе «Менеджмент в образовании»,2007;
сдача кандидатского минимума по философии, удостоверение ЯНЦ КФ, 2009.
16. Публикации:
2008 г. Статья «Подготовка педагогов к взаимодействию с одаренными детьми», «Вестник» НГУ», Т.9, выпуск2 .
2009 г. Статья «Опыт самостоятельной исследовательской работы учащихся на внеурочных занятиях по русскому языку», Сборник работ учителей русского языка и литературы. МУУО, Серия ИМЦ «Моим молодым педагогам».
2010 г. Статья «Из опыта организации научно-исследовательской работы по ономастике в национальной школе». Издательский дом «1 сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
17. Грамоты, благодарственные письма, награды:
2007, 2008 г.г. Благодарственные письма ректора НГУ, д.х.н. профессора В.А.Собянина за проведение занятий заочной школы СУНЦ НГУ
2009 г. Грамота Национального фонда возрождения «Баргарыы» при Президенте РС (Я) за подготовку дипломанта 1 степени ХIII Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее- Инникигэ хардыы» имени В.П.Ларионова 9-11 января 2009 года.
Грант начальника МУ УО Верхневилюйского улуса «Лучший учитель » по итогам 2008 года., январь,2009.
Грант Главы МР «Верхневилюйский улус (район) по итогам 1 улусного Фестиваля инновационных проектов и программ. Февраль, 2009
2010 г. Грамота Национального фонда возрождения «Баргарыы» при Президенте РС (Я) за подготовку дипломанта 2 степени ХIV Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее- Инникигэ хардыы» имени В.П.Ларионова 8-11 января 2010 года.
Почетная грамота МО РС (Я), 2010 г
18. Электронный адрес: уоlan2@yandex.ru
РАЗДЕЛ I.
ЭССЕ.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.
«Современный урок должен обучать не только определенным знаниям в предмете, но и предприимчивости, готовности брать информацию не только из урока и слов учителя, но и из других источников».
«Я считаю, что современный урок должен быть интересным, захватывающим и полезным. Учитель не должен наставлять, а должен притягивать к себе учеников».
Эти высказывания о том, каким видят современный урок современные дети, учащиеся Верхневилюйской республиканской гимназии им.М.А.Алексеева, где я имею счастье работать, заставляют задуматься о проблемах современного образования.
С началом 21 века современный мир вступил в постиндустриальную эпоху. Научно-техническое развитие настолько динамично, что образовательная среда не успевает моди¬фицироваться, реагируя на ускоряющиеся изменения. Еще в 60-е годы прошлого столетия Народный Учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев выдвинул и претворил идею по введению профильного образования в нашей республике. Подобной яркой, действующей на перспективу новации, существующая система образования еще не произвела. Хотя надо признать тот факт, что каждый современный учитель модернизирует учебный процесс, отвечающий новым веяниям, потребностям современного общества.
Образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая в обращении Президента России Д.А.Медведева, позволяет выстроить новую стратегию образования, приспособленную к меняющемуся миру.
Таким образом, перед каждым учителем предстает задача соответствия его деятельности современному видению урока.
В решении этой задачи руководствуюсь принципами Яниса Нормана, профессора Университета искусств Филадельфии, который, на наш взгляд, наиболее целостно определяет приоритеты. Предполагаемые им тенденции позволяют сдвинуть действующие принципы образования в новые:
1) Инструктирование заменяется проектированием.
Традиционная система образования предполагает обучение посредством лекций или заранее подготовленных текстов. Предполагается, что вместо этого в будущем уча¬щиеся будут проводить самостоятельные исследования.
2) Линейность - гиперсредой.
Сейчас стратегии обучения единообразны для разных учащихся. В будущем эта ситуация, как предполагается, уступит место мультимедийной организации образовательной среды, в которой каждый учащийся сможет выбирать собственные траектории и стратегии продвижения, наиболее соответствующие его интересам, при¬вычкам, предпочтениям.
3) Если в традиционной организации современного урока в центре – преподаватель, то в предполагаемой стратегии - процесс обучения.
Например, при современной системе образования преподаватель отбирает материал, упорядочивает его, объединяет в блоки. Предполагается, что в будущем эта функция перейдёт к обучающемуся: именно он будет самостоятельно подбирать, упорядочивать, организовывать нужную информацию, приобретая, тем самым, навыки самостоятельной работы.
4) Усвоение материала перейдет в «обучение обучению».
Сейчас считается необходимым, чтобы ученики освоили и запомнили «базовые знания» для каждой академической дисциплины.
5) Преподаватель как передатчик знаний и навыков переходит проводника знаний- навигатора.
В наше время преподаватель- это основной источник информации. Предполагается, что в современном информационном веке роль преподавателя изменится: он станет помощником в обучении, его функция будет состоять в том, чтобы поддерживать ученика в продвиже¬нии по определённому (самим же учеником) пути исследования. Это, ко¬нечно, не означает уменьшение роли преподавателя, наоборот, его роль станет более индивидуализированной, более сложной и значимой.
6) Обучение для школы / работы заменяется обучением для жизни.
Совре¬менная система образования в большой степени ориентирована на то, чтобы обучить учащегося определённому комплексу знаний, сформированно¬му на основе общих соображений. Этому противопоставляется будущая тенденция всё большего приспособления обучения к реальным условиям жизни и интересам учащегося.
7) Оценивание результата перейдет в оценивание процесса обучения.
Как оценивать результаты обучения? Сейчас оценивается, главным образом, сумма знаний и навыков, приобретённых учащимся за определённый период. Однако, если цель будущего образования- учить учиться, то эта стратегия должна быть изменена. Процесс станет важнее результата. Это означает, что учащийся должен будет описать и обосновать выбранную им стратегию обучения, самостоятельно оценить, в какой степени и в каких отношениях она оказалась успешной, в каких- нет. Иначе говоря, развить и продемонстрировать навыки критического мышления. Эти навыки и будут оцениваться преподавателем.
8) Вербальная и текстовая коммуникация заменятся визуальной ком-муникации.
Предполагается, что процессы глобализации, активное взаи¬модействия разных культур, национальностей, языков приведут к разви¬тию более сложных средств универсальной визуальной коммуникации и визуального мышления (это своего рода возрождение идеи универсального языка международного общения).
Ведущий пункт в данном перечне - «обучение обучению». Остальные - следствия или средства принятия этого тезиса.
Одно несомненно: требования современного общества по-тенциально ведут к кардинальным изменениям стратегий обучения.
Я глубоко убеждена, что учитель не может оставаться на месте. Он должен постоянно находиться в творческом поступательном движении вперед. Возможно, даже становиться самому реформатором в системе образования. Ведь только в таком случае, когда идея вызревает внутри, наращивается, а затем воплощается в жизнь непосредственно учителем –практиком, она может быть действенной, точечной, целенаправленной.
Но какой бы технологией мы ни воспользовались, каковы бы ни были успехи в обучении, если учитель не уделяет должного внимания воспитательному аспекту, результаты будут однобокими. Искренней любовью к ребенку мы завоевываем его доверие, а значит, право и возможность учить его воспитывать, формировать личность. Главное –не подорвать этого доверия ни словом, ни поступком. Заинтересовать своего ученика предметом, научить мыслить, помочь максимально раскрыть свой творческий потенциал, подарить радость познания. И, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, помочь своему ученику стать высоконравственной развитой личностью.
Свою педагогическую миссию я вижу в том, чтобы воспитывать свободную личность со сформированной индивидуальной картиной мира, со своим пониманием и ответственностью перед ним. Пожалуй, это и есть основа моей педагогической философии.
РАЗДЕЛ II.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОНОМАСТИКА – НАУКА ДАВАТЬ ИМЕНА»
Преподавание русского языка в национальной школе строится на непосредственном взаимовлиянии двух культур и языков: русского и якутского. Достаточно огромный материал для выстраивания параллелей дает организация исследовательской работы с учащимися на ономастическом материале. Как известно, новое понимание качества образования ориентирует нас на деятельностный подход в организации учебно-воспитательного процесса, который обеспечит дальнейшую успешную социализацию учащихся. Именно этому способствует организация системы воспитания и образования, основанная на социокультурных параллелях двух ( и даже более) народов.
Представляемый ниже опыт накоплен в течение нескольких лет. Первоначально он разрабатывался отдельно для одной группы детей и не представлял целостной картины. Затем преподавался на занятиях летней школы при ВВРГ им. М.А.Алексеева «Юный исследователь», после которых пришла мысль об использовании данного опыта во внеурочной работе по предмету. Данная образовательная программа рассчитана на углубленное изучение раздела ономастики русского языка в национальной школе. Так, сравнивая, сопоставляя языковые единицы, из года в год учащиеся систематизируют собственные знания в этой области, расширяют границы изучаемого направления. При определенных обстоятельствах представленный материал может изучаться отдельной программой элективного курса.
Образовательная программа начинается с 5 класса. Практические задания по теме предваряются теоретическими сведениями. Составление текстов (сообщений, рефератов, докладов) выполняется непосредственно под руководством учителя. Очень важным фактором является то, что исследовательские работы проходят процедуру защиты, где в качестве экспертов выступают учащиеся старших классов.
Изучение теоретического материала выглядит следующим образом:
5 класс :Что изучает ономастика? Имена собственные и нарицательные. Как имя нарицательное становится собственным (и обратный процесс)?
6 класс: Русские имена. Христианские имена на Руси. Женские имена. Имя и культура. Якутские имена. Толкование имен (имя и образ, имя и слово).
7 класс: Русские фамилии. Из истории русских фамилий. Искусственные фамилии, двойные фамилии, фамилии литературных героев.
8 класс: Топонимика. Географические объекты. Названия объектов, созданных человеком. Названия населенных мест.
9 класс: Разделы ономастики: антропонимика, топонимика (оронимы, гидронимы, ойконимы и пр.), космонимика и астронимика; прочие имена собственные; псевдонимика.)
В 5 классе в качестве практической работы детям предлагается микроисследование. Самое первое, естественно, изучение истории собственного имени «Что в имени тебе моем?» На данном этапе обязательным требованием является указание источника информации (календарь имен, справочник, со слов родителей и др.), т.е. закладываются начальные представления о методах исследования. Поощряется составление текста сообщения на компьютере, его распечатка. Готовые работы можно использовать на классном часе либо при оформлении класса. Целесообразно начать исследование после изучения темы «Собственные и нарицательные имена существительные.»)
В 6 классе разрабатываемый материал расширяется. Темы могут быть вариативными. Чаще всего выбирают тему «Личные имена моей семьи». Носители якутских имен готовят сообщения на тему «Якутские имена». Обязательное требование к работе – оформление: наличие титульного листа, оглавление, нумерация, вывод, список использованной литературы. На заключительном этапе желательно провести публичную защиту работы. Ученица 6 класса Филиппова Катя написала работу «Имена учащихся гимназии», закрепила работу статистическими данными по классам, по наиболее часто встречающимся именам, вывела процент якутских имен среди мальчиков и девочек, провела анкетирование с вопросами: знают ли дети значение своего имени, историю своего имени, нравится ли им собственное имя. Подобная межпредметная связь (филология, математика, психология) обогащает само исследование, расширяет границы интеграции наук. Эта тема логически вписывается в раздел «Лексика».
В 7 классе учащиеся начинают работать с научно-популярной литературой и справочниками, формулировать самостоятельные выводы. Соответственно в качестве зачетных принимаются работы «История моей фамилии», «Фамилии литературных героев». На этом этапе ребята пишут достаточно серьезные лингвистические исследования. Удачной работой можно считать исследование «Тюркские фамилии русских писателей» ученицы 7 класса Габышевой Лизы. Результатом ее выступлений на НПК «Тюркский мир» стала публикация работы в сборнике «Тюркский мир: Монголия и Якутия», выпущенная в г.Улан-Батор (Монголия) в 2007 году.
Часть ономастики – топонимика, изучающая географические названия, имеет не только важное научное значение, но и практическое применение. По программе 8 класса предусматриваются часы на обучение сочинению-описанию памятника. Очень удобен для работы местный материал. Как правило, детям дается задание изучить историю и затем описать скульптуру «Хотун Булуу». Логически продолжает краеведческую тему работа «Улицы Верхневилюйска». Наиболее эффективным здесь видится групповая работа.
По учебному плану гимназии с 9 класса начинается профильное обучение: физико-математическое, физико-химическое и гуманитарное. Это позволяет пересмотреть тематику и специфику самостоятельных исследований.
Так, в 9-ом физико-математическом классе работы представлены в виде диаграмм и таблиц и практически не имеют словесно оформленных выводов, но это вполне допустимо в данном профиле. Важным моментом является использование компьютера, что, безусловно, привлекательно для учащихся этого профиля.
В физико-химическом классе гимназисты писали работу «О чем может рассказать периодическая таблица Менделеева?», основанную на анализе отыменных названий элементов таблицы. Практически все учащиеся группы выполнили работы, связанные с названиями химических элементов. В качестве исследуемых названий были выбраны самые различные названия химических элементов таблицы Менделеева. Наиболее часто упоминаемые названия – полоний, галлий, менделеевий, уран, нептуний, нобилий. Кроме этого рассматривались и названия других элементов. Работы были выполнены на различном уровне. Некоторые учащиеся рассматривали пять названий и приводили краткую историю их возникновения – собственно, таковы и были требования к зачетной работе.
В программу гуманитарного класса нами включаются часы по изучению топонимов Верхневилюйского улуса. Единственным источником по изучению данной темы является работа И.Е.Иванова - Оросунского «Топонимика Верхневилюйского улуса». Как известно, в нашу гимназию поступают дети из разных наслегов улуса и республики. Зачастую бывает так, что дети ( а порой и взрослые) не знают значения названия родного наслега. Поэтому изучение топонимики носит не только лингвистический , но и воспитательный характер. Несомненно, что эти работы интересны и с краеведческой точки зрения .
В старших классах нет определенной системы по развитию исследовательских навыков на ономастическом материале. Но интересные проекты получают свое продолжение в развернутой исследовательской работе и становятся темами выступлений на научно-практических конференциях. Наиболее перспективным для исследования являются социолингвистические исследования. Ученица гимназии Чымырова Настя с докладом «Модель склонения нестандартных якутских имен» - неоднократный лауреат региональных и победитель республиканских НПК «Шаг в будущее». Поднятая ею проблема вызвала интерес сотрудников Института гуманитарных исследований, по совету которых работа получила дальнейшее развитие. «Соблюдение закона о языках РС (Я) в с.Верхневилюйск»- следующее социолингвистическое исследование, также отмеченное 3 местом на республиканском конкурсе «Юный парламентарий».
Важно, чтобы темы будущих работ возникали непосредственно на уроках. Например, беседу о Тургеневе можно начать с фамилии писателя, поставив вопрос: имеет ли отношение его фамилия к якутскому слову тургэн? Или во время склонения имен дать просклонять нестандартное якутское имя Чэмэлиинэ. В любом случае «зажечь» детей той или иной темой может только учитель, сам неравнодушный к исследовательской работе. Естественно, что весь процесс сопряжен с множеством проверок, чтением дополнительной литературы, к чему обязательно должен быть готов педагог.
Как видим, учащимся для самостоятельной работы были предложены темы, затрагивающие совершенно различные аспекты науки об именах и названиях. На наш взгляд, темы были достаточно разнообразны для того, чтобы учащиеся могли полностью реализовать свой (пусть еще не очень большой) исследовательский потенциал. Некоторые темы давали возможность для аккуратного и осторожного, но правильного их выполнения. Другие требовали от учащихся более смелого и неординарного решения. Каждый из них, выбрав ту или иную тему, проделал самостоятельную исследовательскую работу и получил некоторый опыт, который, мы надеемся, поможет им в дальнейшем как при выполнении заданий по специальным курсам, изучаемым в высших учебных заведениях, так и при выполнении курсовых и дипломных работ.
Подведем некоторые итоги.
Что дает ученику выполнение самостоятельной работы подобного типа? Первое – навыки самостоятельной постановки задачи исследования: выбор темы, ее сужение или расширение (конкретизация). Второе – выбор аспектов рассмотрения предмета исследования. Третье – распределение их по мере убывания или возрастания значимости и важности. Четвертое – анализ большого числа однородных элементов. Пятое – умение делать обобщения и выводы. Шестое – опыт письменного изложения результатов исследования. По ходу работы в сознании детей возникают так называемые межпредметные связи, появляется ощущение того, что учебные дисциплины, изучаемые ими в школе, не существуют сами по себе, что они тесно связаны, как и все в нашей жизни.
И, наконец, самое главное. Чтение детских работ, серьезных и наивных, удачных и не очень, приводит к одному выводу: внимание к ребенку, уважение его имени – долг каждого педагога. А в том случае, если самостоятельные исследовательские работы помогут ему в становлении его как личности, гражданина ,то можно говорить о реализации главной идеи обучения в школе.
В этом плане интересным является вывод автора одной из работ об именах Тарагаевой Нюргуйааны, ныне студентки ДВАГС: " Имя- явление социальное. Каждый родитель и педагог, прежде всего, должен быть хорошим психологом, прочитать тайны не только в их портретах , но и именах, тем самым суметь заглянуть в завтрашний день детей, представить их взрослыми, угадать «роль» в жизни. "
| | |
| |